13

25-27 октября 2017

Киев, МВЦ, Броварской пр-т, 15

Дорожный контроль: как не прогореть на автоперевозках

«Отправляясь в рейс, наши водители всегда точно знают, на каких заправках заливать топливо, а их маршрут выверен с точностью до километра. Иначе нам просто не выжить – такого резкого роста цен на топливо рынок еще не видел», – говорит генеральный директор автотранспортной компании «Рапид» Владимир Гриненко.

Быть экономными автотранспортников научил кризис 2009‑го. Тогда топливо подорожало на 60%, снизилась и стоимость фрахта. В результате доходы компаний обвалились на 30–40%. «До кризиса рентабельность транспортников доходила до 8–9%, а в 2009 году рухнула до нуля», – вспоминает президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Леонид Костюченко. С рынка ушло около 200 игроков, а сегмент международных автоперевозок потерял в объемах пятую часть. Выжили те, кто сумел сократить издержки.

«Рапид» начал с того, что стал строго контролировать расход топлива. Компания купила экономичные авто и ввела жесткие нормы для водителей. «Известно, что шофер за рейс способен сэкономить до 10% топлива – это зависит от стиля вождения, от того, как он тормозит, как разгоняется», – отмечает Гриненко. Для каждого рейса разработали оптимальные маршруты. Все 85 автомобилей «Рапида» оснастили бортовыми компьютерами и системами навигации. «Это позволяет полностью контролировать рейс: километраж, скорость на маршруте. Буквально каждую минуту мы знаем, как водитель дышит и где находится», – хвастается Гриненко. Если водитель не уложился в норму или отклонился от маршрута, за перерасход бензина он платит из своего кармана. Заливать топливо водители могут только на заправках Shell. «Они нам дают хорошую скидку», – поясняет гендиректор. Еще 5–7% затрат топлива экономится за счет контроля технического состояния авто – это контроль множества моментов, например давления в шинах.

Выбранная стратегия быстро дала плоды. Контроль издержек позволил «Рапиду» за три года увеличить выручку на 30% – до 98 млн гривен в год.

Нынешний кризис может стать самым тяжелым за всю 23‑летнюю историю компании. С начала 2014‑го гривна подешевела по отношению к доллару на 60%. Рентабельность международных автоперевозок упала за I квартал этого года по сравнению с тем же периодом 2013‑го в три раза – до 2,5%. «Это ставит международные автомобильные перевозки на грань выживания, – утверждает Гриненко. – Порой стоимость топлива росла на 30 копеек в день. В 2008–2009 годах такого не было и близко». Но заправлять автомобили «Рапиду» по‑прежнему выгоднее в Украине – в Европе топливо все еще на 25–30% дороже. Правда, обеспечить себя полностью украинским дизелем компания не может: другие страны строго контролируют количество ввозимого топлива. «Польша, например, с полным баком на свою территорию вообще не пускает», – поясняет директор компании.

 Чтобы защититься от скачков гривны, «Рапид» зафиксировал фрахтовые ставки в евро по курсу НБУ на момент выставления счета. И хотя резиденты все равно платят в национальной валюте, примерно 65% клиентов компании работают не на территории Украины и рассчитываются в евро. Это позволяет компенсировать рост стоимости импортных запчастей.

Кроме того, кризис 2009‑го научил компанию не делать ставку только на один вид деятельности. Раньше она могла себе позволить заниматься исключительно международными автоперевозками и при этом даже реинвестировать часть выручки в обновление парка. Сегодня основную выручку «Рапид» получает от международных перевозок, а вот основную прибыль приносит складская логистика. «Доля международных перевозок в прибыли все время уменьшается. Если бы не другие виды деятельности, компания давно остановилась бы», – считает Гриненко. Доля международных перевозок в общем обороте составляет 82,1%, а в прибыли – всего 17,3%, доля логистики в доходах – 15,3%, а в прибыли – 81,1%. Сейчас у компании 15 000 кв. м складов. Еще 1,6% прибыли приносят станции техобслуживания автомобилей Iveco, DAF, Volvo и Mercedes‑Benz.

http://forbes.ua



Все новости

Участники выставки

Партнеры выставки